Клуб путешественников
Средний Дон
Куликово поле
Большое Зимнее Путешествие
Белогорье
Приэльбрусье
Другие путешествия
Спонсорам
Вакансии
Форум
Фотогалерея
Главная
Клуб путешественников
Средний Дон
Куликово поле
Большое Зимнее Путешествие
Белогорье
Приэльбрусье
Другие путешествия
Спонсорам
Сотрудничество
Спонсоры
Новости
Вакансии
Контакты организаторов
Форум
Фотогалерея
Достопримечательности

Главная > Средний Дон > Средний Дон 2014 > Фотоотчет о разведке 28.03-08.04

Фотоотчет о разведке маршрута 29 марта - 8 апреля 2014

Краткий отчет о разведке маршрута автопутешествия Средний Дон, 29 марта - 8 апреля 2014


Хутор Ключи в Кумылженских песках

"Скелет" маршрута экспедиции "Средний Дон", который в 2014 году будет проводиться в восьмой раз, остается постоянным, но 20-30% его обязательно меняется, чтобы сделать его интересным для участников, которые едут второй и третий раз. В 2014 мы решили исследовать и, если они нам понравятся, включить в маршрут предстоящего автопутешествия два новых района:

  • от истока реки Чир до Каргинской в Боковском районе Ростовской области
  • междуречье Хопра и Медведицы в Кумылженском районе Волгоградской области
Озеро Старый Хопер

Помимо этого, традиционно по окончании экспедиции состоится небольшая "неофициальная часть" - на этот раз собрались посетить достопримечательности города Цимлянска и его окрестностей. Чтобы сократить дорогу к намеченной цели, придется изменить маршрут последнего дня автопутешествия, сделать его не кольцевым, а линейным и завершить по возможности поближе к Цимлянску. Поэтому я решил поискать удобное место для бивуака в низовьях реки Чир или реки Лиски.

река Чир ниже Обливской

На разведку фактически ушло десять дней.

Хопёр у Кумылженской

Первая попытка разведать верховья Чира, предпринятая 22-24 марта, оказалась неудачной. Недалеко от пруда, дающего начало этой речке, у автомобиля Suzuki Jimny, оснащённого "нештатной" раздаточной коробкой, выбило рычаг переключения передач в нейтраль. Чтобы поставить его на место, в полевых условиях пришлось снимать агрегат. Не успел я устранить одну неиспправность, как возникла другая - развалился корпус нового китайского стартера, что сделало невозможным продолжение разведки. Автомобиль отбуксировали в Воронеж, и через неделю он был готов вернуться в бой.

Природный парк Донской, урочище Подгорское

Вторая попытка состоялась 29 марта. Выехал из дома в ночь, добрался до хутора Артамошкин (Чертковский район). Моей задачей было найти удобное безветренное место для ночлега, после чего выдвигаться на старт запланированного к разведке трека - в село Ильичёвка. В районе Рогожкиной балки, расположенной километрах в пяти, и свернул на грунтовку. Снег в этих краях сошел недели три назад, а кое-где по северным склонам возвышенностей и в балках ещё оставались сугробы внушительных размеров. Грунт был "отпущен" и представлял собой влажное липкое месиво. Движение по нему в полной темноте, под дождём и ледяным пронизывающим ветром, на зимней резине грозило неприятностями. Но я решил план не менять. Двигался по траве параллельно затопленной дороге, и в один прекрасный момент автомобиль остановился, буксуя всеми четырьмя колесами. Слава богу, сработал рефлекс, "привитый" мне опытными джиперами: если чувствуешь, что застреваешь - немедленно остановись! Ни в коем случае нельзя давить на газ - сядешь на мосты. 20 минут работы лопатой - и автомобиль выбрался задним ходом на "сушу". Если бы поленился и стал газовать - пришлось бы ночевать на раскисшей пашне, а утром бежать в ближайшую деревню за трактором.

Хутор Пески под Кумылженской

Выбравшись из "засады", в пятистах метрах от места, где занимался физкультурой с лопатой, нашел защищённую от ветра поляну и установил палатку.

пляж на Медведице рядом с хутором Ярской-2

Когда проснулся, ковёр из сухих листьев был посыпан снежной крупой, верхушки деревьев неистово раскачивались под порывами шквального ветра. Внезапно стало приходить понимание собственных ошибок в подготовке к разведке, которые, как показали дальнейшие события, оказали крайне негативное влияние на всю поездку. Дело в том, что весь март стояла очень тёплая погода, светило солнце, температура поднималась до 18 градусов тепла. "Весна пришла!" - думал я, забыв о коварстве весеннего тепла. Воодушевившись победными сводками с метеорологических фронтов, я поверил в окончательное поражение зимы и перед отъездом из дома выложил из багажника печку для отопления палатки и газовый баллон, а также почти всю тёплую одежду и зимнюю обувь. Знал бы я, какую дорогую цену придётся заплатить за это легкомыслие!

 река Чир выше Каргинской

Я рассчитывал, что автомобильная печка спасёт от холода, поэтому, выходя из дома, оделся как на пляж. Но в ходе разведки приходится покидать салон автомобиля на продолжительные промежутки времени - посмотреть, как лучше проехать, пообщаться с местными жителями, сделать фотоснимок с "выгодной" позиции, исследовать "тупиковые" дороги, найти проезд через лесную чащу и т. п. В эти моменты пронизывающий насквозь ледяной ветер заставляет задуматься о том, что выбор лёгкой одежды для автопутешествия в конце марта является глупостью.

река Чир выше Каргинской

Мой маршрут начался у пруда в районе села Ильичёвка, дающего начало реке Чир. Основной задачей первого этапа разведки был поиск места на берегу водоёма, пригодного для размещения базового лагеря на 50 машин. Обязательно должен быть хороший пляж, удобный для купания как детям, так и взрослым, чистота, отсутствие пастбищ и водопоев, желательно наличие тени. Поэтому я сосредоточился на пляжах: планировалось проехать вдоль берега реки и найти места, где купаются люди.

пруд дающий начало реке Чир

К сожалению, ожидания относительно Чира не оправдались. Во-первых, река в верховьях очень узкая, мелкая, кое-где заметны броды для перегона скота. Тем не менее, встречаются и "ямы", пригодные для купания. Однако спуски к воде очень узкие, не подходящие для комфортного размещения двухсот человек, поляны маленькие, палатки и автомобили ставить негде. Вторая проблема - грунт: в основном глина и жирный чернозём. Песчаных подходов к воде практически нет. Берега густо поросли камышом. В окрестностях хуторов река испорчена продуктами жизнедеятельности крупного рогатого скота.

река Чир выше Каргинской

Зимняя разведка при ряде достоинств имеет и существенный недостаток: невозможно зайти в ледяную воду, прощупать дно, определить глубину. О пригодности места для купания приходилось догадываться по  косвенным признакам. Поняв бесперспективность движения по берегу реки в поисках длинных песчаных кос, ближе к вечеру я сменил тактику - стал приставать с расспросами к местным жителям, требуя показать, "где тут летом люди купаются". Несмотря на их искреннее удивление моим любопытством, этот метод быстро принес плоды: на следующее утро я обнаружил первый настоящий пляж с тарзанкой. Но, как и все остальные, он способен вместить не больше 20-30 человек.

река Чир выше Каргинской

Для купания местные жители, как правило, узкой и холодной реке предпочитают пруды - в них и вода теплее, и глубина больше. В первый день разведки я посетил три пруда: на двух из них пляжей не обнаружил, на третьем он оказался маленьким и замусоренным, так что останавливаться не было ни малейшего желания.

старица в Верхнечирском

Во второй половине дня началась сильная пурга, буквально за четыре часа выпало пять сантиметров снега. Проводить разведку в таких условиях было непродуктивно и некомфортно. Когда стемнело окончательно, в одном из бывших яблоневых садов я нашел относительно безветреное место и поставил палатку.

река Чир выше Каргинской

Наутро путешествие по берегу Чира было продолжено. Несмотря на полное отсутствие намеков на песчаные пляжи, до обеда я отказывался признавать очевидное и продолжал безрезультатное движение по заранее намеченному маршруту. Но потом решено было внимательно исследовать все окрестные пруды, где вполне могли обнаружиться песчаные пляжи.

река Чир выше Каргинской

Я побывал на пяти прудах, обнаружил три пляжа. Все они оказались непригодными для размещения базового лагеря экспедиции. Очевидна закономерность: чем ближе к населенному пункту, тем меньше шансов найти приличное место: все подходы к воде превращены либо в свалку, либо в водопой скота, либо в то и другое одновременно.

пруд Фроловский южнее Вешенской

В Каргинской подъехал к музею - дому Шолохова, но экспозицию не посетил, так как прибыл слишком поздно, зато узнал, что рядом есть ещё два музейных объекта: здание школы, где учился Шолохов и мельница. Школа особого интереса не представляет. А мельница могла бы стать "гвоздём программы": её пытаются восстановить в рабочем состоянии. В настоящее время кипит строительство.

музей Шолохова в Каргинской

Я пообщался с охранником и получил координаты хозяина. По плану, к "Шолоховской весне" - ежегодному празднику в честь дня рождения писателя (25 мая) - объект должен быть сдан в эксплуатацию. По сути работающая водяная мельница - действительно уникальный объект. Все остальные музеи Каргинской и Кружилинской представляют собой просто "музеи народного быта" и не имеют принципиальных отличий от своего аналога в Вёшенской.

памятник на повороте на Кружилинский

К сожалению, на второй день разведки я простудился. Как только стемнело, я отправился в город Серафимович, где живет мой товарищ, организатор автопутешествий Виктор Попов (zvezdachet). Его мама, Вера Григорьевна, активно взялась за лечение. К следующему утру я чувствовал себя вполне сносно.

река Чир перед Каргинской

На следующий день мы с Витей отправились в район станицы Кумылженской к реке Хопёр. Основная задача: найти на левом берегу большой песчаный пляж, пригодный для размещения базового лагеря. Отправной точкой стал мост через реку. В поисках пляжа, "найденного" по спутниковому снимку, мы сначала исследовали местность напротив Слащевской, но безуспешно: крутой берег, отсутствие удобных спусков к воде. Отсюда отправились вниз по течению, в сторону Кумылженской, и всюду нашему взору представал одинаковый пейзаж: глинистые обрывы, глубокие омуты, рыбацкие полянки и никаких намеков на пляж. Единственное приличное место для купания превращено местными жителями в свинарник.

Хопер ниже устья Кумылги

Грунт в пойме - раскисший от растаявшего снега, с кочками. Двигаться приходилось со скоростью около 8 км\ч. Местами встречались затопленные водой низинки, которые мы либо "брали" ходом (после предварительной пешей разведки), либо объезжали. В районе Кумылженской и хутора Ключи преодолели вброд парочку мелких речек.

брод через Кумылгу

Дома здесь стоят прямо на барханах. Пейзажи интересные: высокие песчаные гряды насыпаны вплотную к пойменным озёрам, берега которых заросли черноольшанником. Смотрится красиво и необычно.

окраина хутора Глушица

Ниже Кумылженской Хопёр делает большую петлю вокруг огромной меловой Кошав-горы. Напротив неё на спутниковом снимке заметно несколько береговых кос светлого света. Разумеется, мы расчитывали на то, что они окажутся пригодными для пляжного отдыха. Прогнозы не оправдались: грунт кос состоял из смеси песка и меловой каши, на поверку он оказался мягким, густым и липким.

Хопер в районе Кошав-горы

Далее мы отправились исследовать местность ниже по течению. Хопер, тысячелетиями наступая на правый берег, оставлял за собой массу пойменных озер-стариц. Полмиллиона лет назад вся европейская часть России от Арктики до нынешнего русла Хопра была занята гигантским ледником,  который, отступая на север, оставил после себя несколько крупных песчаных массивов. Один из них - Кумылженские пески - подпирает пойменные озёра Хопра слева. Пойменные озёра среди барханов - уникальное явление.
 вид на озеро Старый Хопер

Чуть южнее озера Старый Хопер река делает разворот на 180 градусов с центром окружности на левом берегу. Большое белое пятно на спутниковом снимке давало последнюю на сегодня надежду найти, наконец, огромный песчаный пляж. Дорога к месту оказалась весёлой - пропиливали завалы, блуждали среди зарослей, сучком пробили колесо. Выбравшись наконец на берег, расстроились: песчаная коса густо поросла кустами ивняка весьма солидного возраста, и превращение этого места в пляж потребовало бы больших трудозатрат. Смеркалось, поэтому мы, подкачав колесо, отправились домой.

Хопер напротив хутора Остроухов

Утром планы изменились: вместо того чтобы возвращаться в междуречье, решили, что я съезжу один на пару дней в район устья Чира, а по возвращении мы вместе с Витей продолжим намеченные исследования между Хопром и Медведицей. Неожиданный переворот планов привел к необходимости срочно рисовать новые треки. Поэтому в дорогу выехал поздно - в пять часов вечера. Я решил добраться до северной границы природного парка Донской (Иловлинский район) и там заночевать, наутро прокатиться по меловым горам в районе бывших хуторов Караицкий и Подгорский и в урочище Задоно-Авиловское, затем двигаться на Лиску и Чир.

вид с горы Красная на урочище Подгорское

Приключения начались на ровном месте. Между Серафимовичем и Клетской - транзитным райцентром - есть небольшой участок грунтовки (Базки - Распопинская). Эти сёла соединяют две дороги: одна проходит по горе, вторая - под горой. Летом все ездят по второй, поэтому там проложен трек Среднего Дона, которого я придерживался. А в распутицу, как оказалось, туда соваться нельзя. Но я не знал этого нюанса. Двигаясь по траве, параллельно залитой дороге, на высокой скорости я влетел в солончак. Выйдя из машины, сразу провалился по щиколотку в жижу. Обошел машину кругом, еле выдирая обувь из топи - дело плохо, без помощи не обойтись. Копать бесполезно, лебедиться не за что. Сделал "звонок другу". Витя поставил на уши всех местных, в результате через полчаса из ближайшего села - Распопинской - на помощь отправили полноприводный трактор Беларусь.
 пойма Хопра в районе озера Старый Хопер

Отблагодарив тракториста, продолжил путь.

.вид с горы Красная на урочище Подгорское

Дороги Волгоградской области полны сюрпризов и неожиданностей, особенно неприятных в тёмное время суток. Бывает так: едешь по прямой и ровной, как стрела, трассе, и вдруг внезапно - поворот на 90 градусов, прямо по курсу - трёхметровый кювет, и поблизости нет ни единого знака, "выдающего" засаду. Вообще на знаках здесь принято экономить: по мнению гаишников, местные и сами должны знать наизусть все повороты, а неместным ночью тут делать нечего. Иногда нарисованный на карте асфальт вдруг заканчивается, и, если водитель не успел оттормозиться, машина на полной скорости влетает в глиняное месиво. Мне повезло на выезде из Клетской пристроиться в хвост к какому-то местному, который провёл меня почти до самой Новогригорьевской, как по минному полю. Последние 10 км снежно-грязевой каши вместо нового шоссе, которое, вероятно, "по бумагам" уже введено в эксплуатацию, заставили задуматься о том, можно ли выжить в деревне без собственного трактора.

брод через ручей в хуторе Ключи

С приключениями добрался до природного парка Донской, недалеко от хутора Хмелевской остановился на ночлег. Проснулся в первом часу дня в очень плохом самочувствии - снова простудился. Ночью тент палатки бесновался под порывами пронизывающего ледяного ветра, от холода не спасал даже спальник, рассчитанный на экстремально низкие температуры, поэтому по-настоящему заснуть получилось лишь под утро благодаря теплу от вышедшего из-за горизонта солнца. Эх, как бы сейчас выручила оставленная дома печка...

вид с горы Красная на урочище Подгорское

Планы на сегодня были наполеоновские - исследовать район природного парка Донской между хуторами Хмелевской и Зимовейский, затем спуститься вниз по течению и проехать участок от Голубинской до калачёвского моста через Дон. В принципе, все эти места уже были мной изучены в 2009-2010 годах и включены в маршрут "Среднего Дона", но я хотел освежить их в памяти, а также исправить некоторые недочёты.

овраг в урочище Подгорское

Первым делом я спустился в хутор Подгорский, расположенный в одном из самых живописных уголков природного парка Донской, у подножия горы Красная. Руины единственного уцелевшего дома оказались обжитыми. Самым интересным вопросом для меня было состояние дороги, соединяющей места расположения бывших хуторов Караицкий и Подгорский по низу, вдоль реки - не заросла ли? Не превратилась ли в болото?

гора Красная (Кобылья голова)

Найдя начало дороги, я обрадовался - колея хорошо накатана, значит, наверное, проезд сохранился. В июле 2009 года, когда был здесь последний раз, дно болота пересохло, и прямо по нему проходила колея. На этот раз дорога выглядела сухой, поэтому первые 500 метров я двигался довольно быстро. Внезапно за очередным поворотом нарисовалась лужа. На то, чтобы сразу остановиться, не хватило скорости реакции, поэтому оставалось только чуть добавить газ, попытавшись проскочить её ходом. Расчёт был неверным: через пару метров я уже гальмовал болотистый грунт всеми четырьмя колёсами. Вышел, осмотрелся. Прогулялся немного вперёд - хорошая накатанная дорога уходит под воду. Грунт очень топкий, но человека держит, а машина проваливается сразу. Вернулся, осмотрелся. Сзади есть более-менее твёрдая площадка, впереди - отпущенная болотистая каша. К сожалению, автомобиль не оборудован кормовой лебёдкой, а лебедиться вперёд бессмысленно. Зато справа на небольшом удалении растут деревья. Поэтому родился единственно возможный вариант освобождения: пытаться развернуть машину, перецепляя трос от одного дерева на другое. Процесс занял в общей сложности три часа. Силы шеститысячной лебёдки не хватало, чтобы тянуть автомобиль под углом по глубокой грязи, поэтому приходилось постоянно "помогать" себе лопатой.

дорога по пойме в урочище Подгорском

Вырвался из грязевого плена в шесть вечера. Солнце приближалось к горизонту. Планы сорваны. Тем не менее, я на свободе и могу ещё что-то успеть, пока не станет совсем темно. Первым делом изучил красивый меловой овражек, найденный Андреем Колоколовым и его семьёй, за что глубоко им признателен. Обнаружил здесь пару меловых останцов высотой 2-3 метра - не бог весть что, но в лучах заходящего солнца смотрятся весьма симпатично.

овраг в урочище Подгорском

Гора Красная - жемчужина природного парка Донской. В её окрестностях расположены самые высокие меловые склоны в Европе - и, смею утверждать, самые живописные. Традиционно мы предлагаем участникам "Среднего Дона" посетить несколько смотровых точек над хуторами Подгорский и Караицкий, с которых открываются виды на меловые выступы причудливых форм, овраги, отвесные меловые скалы высотой в десятки метров, панорама левобережья, занятого Арчединско-Донскими песками - одной из самых северных в мире пустынь. Моя задача - уточнить координаты смотровых точек, выяснить, к каким из них подходят дороги, а к каким нет, скорректировать треки 2010 года в соответствии с текущей обстановкой. Попутно не мог отказать себе в удовольствии пофотографировать местные пейзажи в лучах заходящего солнца.

вид на Дон с горы Красная

Поскольку день клонился к концу, а поиски места ночёвки в темноте - дело бесперспективное, на достигнутом я решил остановиться и перейти к подготовке ко сну. Спустившись в урочище Задоно-Авиловское, нашел полянку в 150 метрах от реки, но ввиду желания хотя бы разок переночевать на берегу - расчистил заросшую дорогу к рыбацкому месту, где расположился на ночлег. Впервые развёл костёр, посидел, любуясь на искры, улетающие в звёздное небо, лунную дорожку на водной глади. В одиннадцатом часу вечера начался сильный ледяной ветер, не стихавший до самого утра, и никакие деревья от него не защищали. Даже у костра продувало насквозь - с одной стороны жарко, с другой холодно. Противная погода. Залез в спальник и укрылся всем, что было с собой, поэтому не замёрз и хорошо выспался.

устье реки Лиска

Следующим утром, залив наконец в термос свежего чая, вскипячённого на костре, отправился исследовать урочище Задоно-Авиловское. Ничего примечательного оно собой не представляет, делать там откровенно нечего. Но я был глубоко возмущён тем, что на территории природного парка Донской размещены две кошары и вся растительность в радиусе нескольких километров от них вытоптана и выедена. Возмутил цинизм руководства парка, с которым они запрещали нам движение по особо охраняемой природной территории в 2011 году, при этом чабанам кавказской национальности незаконно выделили угодья, и теперь скот  беспощадно уничтожает заповедную природу.

смотровая точка над урочищем Задоно-Авиловское

Продолжать двигаться по треку в направлении Зимовейского я не счел целесообразным, поскольку опыт подсказал - "ловить" здесь нечего. Лучше потратить время на действительно полезные исследования, в частности, меня интересовал участок от устья Большой Голубой до калачёвского моста через Дон. Туда я и отправился. Дорога оказалась тяжёлой. Если летом местные грунтовки превращаются автобаны, то в начале апреля соваться сюда без грязевой резины чревато неприятностями. Отпущенная глинистая земля, сугробы, промоины, глубокие колеи - все радости жизни мелькают под колёсами непрерывным потоком, сменяя друг друга. Тридцатикилометровый марш-бросок оказался болезненным для автомобиля: оторвалось крепление одного из задних амортизаторов, второй - открутился, сайлентблок потерялся. Позже выяснилось, что погнулась одна из задних продольных тяг и оторвалось её крепление к заднему мосту. В очередной раз откопавшись из грязи и кое-как закрепив оставшийся в живых амортизатор, я резко снизил скорость движения. До брода через речку Большую Голубую добрался на закате. Тем не менее, в сумерках нашел несколько хороших смотровых точек на берегу - по концентрации живописных мест мало что может сравниться с долиной Большой Голубой.

недалеко от устья Большой Голубой, Малонабатовский

Закат застал меня на вершине меловой горы над хутором Малонабатовский, откуда открывалась симпатичная панорама Дона.

устье Большой Голубой

В районе Малоголубинского попытался в потёмках найти место для палатки. Но поднялся чудовищный ветер, принёс с собой ливень, иногда переходящий в снег. В течение часа я предпринимал безуспешные попытки найти более-менее защищенное от ветра место. Отчаявшись, решил возвращаться в Серафимович по асфальту через Суровикино. Дистанция - порядка 200 километров. Двигался на скоростях не выше 70 км\ч, когда окончательно отвалился единственный задний амортизатор - трудно было разгоняться даже до 50.

вид с горы Красная на Дон

Наутро мы посетили автомойку (100 рублей за "сбить грязь" - это "халява"), магазин запчастей, после чего отправились к нашему товарищу - кузовщику, который вернул крепления амортизаторов на законные места.  Где-то к трем часам дня машина была готова к труду и обороне. Витя предложил показать мне красивую дорогу по правому берегу Медведицы - от Точилкина до устья с целью возможного включения её в маршрут экспедиции.

озеро Старый Хопер ниже Кумылженской

Долину Медведицы в нижнем течении по правому берегу ограничивает песчано-глиняный склон высотой в десятки метров, под которым тянется единственная улица с нанизанными на неё хуторами: Точилкин, Краснянский, Седов. Медведица то прижимается к отвесным стенкам горы, то уходит от неё, извиваясь и образуя множество песчаных кос. Количество и протяженность пляжей на этом участке реки не имеет аналогов - например, пляж Золотые Пески имеет длину 800 метров. Кое-где ветер обнажил корни прибрежных тополей, которые, покрывшись корой, стали похожи на сказочные "курьи ножки".

пляж на Медведице в районе Краснянского

В программу сегодняшней разведки входили смотровые точки, на которые в прошлом году Витя водил в пешую экскурсию участников "Среднего Дона" - Козий яр, Лысая гора - здесь, по преданиям, собирались на шабаш ведьмы из окрестных хуторов. С её вершины за вьющейся лентой реки открывается вид на правый берег Дона и Усть-Медведицкий монастырь.

вид с Лысой горы на Серафимович

Полюбовавшись пейзажами и посмотрев на часы, мы пришли к выводу, что можно попробовать успеть доехать засветло до устья Хопра. Витя выбрал самую красивую дорогу: слева от нас тянулась высокая гряда гор донского правобережья, справа - сосновый лес, под колёсами - песчаные бугры, поросшие редкими кустиками травы. Вскоре показались первые барханы, лишенные растительности, в которых мы устроили фотосессию.

живые пески восточнее устья Хопра

Густые сумерки помешали добраться до берега Хопра. Назавтра был запланирован реванш.

живые пески восточнее устья Хопра

На следующий день проснулись поздно и оказались в Кумылженской лишь в два часа дня, а в восемь вечера Витя должен был выходить на работу. Времени оставалось в обрез. Несмотря на это, мы решили потратить час, чтобы найти дорогу на правобережный пляж под Кошав-горой, который видели несколько дней назад с левого берега Хопра - огромная, дикая, белая песчаная коса издалека казалась идеальным местом для днёвки.

пойма Хопра южнее хутора Ключи

К сожалению, наши фотоаппараты по недосмотру оказались разряжены, поэтому фотографий сделали очень мало - на сотовый телефон. А зря: я считаю пройденный нами в этот день участок пути самым красивым из всего, что видел во время разведки. С другой стороны, если бы мы останавливались через каждые сто метров, чтобы запечатлеть очередной восхитительный пейзаж, то сорвали бы план поездки и не прошли даже половины намеченного маршрута.

Памятник донскому казачеству на трассе Кумылженская - Слащевская

Попытка пробраться на пляж привела нас к запертому на замок шлагбауму с табличкой: "Фермерское хозяйство, въезд запрещён". Как самые хитрые, решили объехать забор по пойме, но уперлись в залитую водой дорогу, более того - пропороли колесо, что охладило желание искать другие подъезды. Шиномонтаж отнял час драгоценного времени.

вид на Дон с горы Красная

На запланированный маршрут вышли в четыре часа вечера. Через хутор Ключи, миновав знакомый бродик, двинулись в направлении устья Хопра, придерживаясь на этот раз "верхней" дороги и стараясь не спускаться в пойму. Витя, бывавший в этих местах не раз, оказался прав: Кумылженские пески - жемчужина Среднего Дона в голубой оправе трёх рек - Хопра, Медведицы и Дона. "Живые" песчаные барханы десятиметровой высоты, сквозь которые невозможно найти дорогу, и цепочка пойменных озер у их подножия тянутся на десятки километров. Нам повезло - пески были увлажнены недавним  дождём, поэтому автомобиль двигался по ним достаточно бодро, хотя и ощущая немалое сопротивление. Когда установится сухая погода, грунт станет настолько сыпучим, что ехать по нему будет крайне затруднительно. Тяжелее всего придётся системе охлаждения двигателя - к нагрузке от трансмиссии добавляется тепло, отдаваемое в атмосферу раскалённым песком. Поэтому, планируя путешествие по пустыне, особое внимание необходимо уделять состоянию радиатора.

Кумылженские пески южнее хутора Ключи

На следующий день, простившись с Витей и Верой Григорьевной, я отправился в Калачёвский район на поиск подходящего места для последней ночёвки участников экспедиции "Средний Дон". В 2008, 2009 и 2011 годах мы останавливались на берегу Цимлянского водохранилища, но из-за высокого риска "цветения" искусственного водоема были вынуждены признать необходимость поиска запасного варианта.

река Чир выше Суровикино

Речка Лиска берёт своё начало из родников меловых гор и несёт воды в Цимлянское водохранилище, выписывая немыслимые петли и извиваясь, как лисий хвост, за что и получила своё название. В низовьях её можно сравнить с нашей Усманкой - глубокое русло, неторопливое мерное течение, пологая широкая пойма, цветущие луга, плакучие ивы, покой и умиротворение нарушают лишь толпы отдыхающих практически под каждым кустом. К сожалению, красоту первозданной природы портят "следы цивилизации" - неизбежная участь всех урбанизированных районов.

река Лиска выше Бурацкого

Берега Лиски преимущественно глинистые и малопригодные для купания, однако в нескольких километрах от устья появляются многочисленные песчаные косы. Но искать что-то приемлемое для отдыха поблизости от населенных пунктов - "дохлый номер".

выпас скота на реке Чир

Тем не менее, один приемлемый пляж я всё-таки обнаружил - песчаная коса длиной 50 метров, с одной стороны - трёхметровая яма, удобная для купания взрослых, с другой - "лягушатник" для детей. Недостаток лишь один - близость населённого пункта, но, думаю, одну ночь можно и потерпеть.

пляж на реке Лиска

Попытки найти что-нибудь приемлемое в самом устье Лиски не увенчались успехом - побережье превращено в помойку. Тем не менее, когда мусор скрывается под покровом ночи, местность выглядит весьма живописно.

устье Лиски

Ночевал я на берегу реки Чир, чуть ниже Суровикино. Моей задачей наутро было исследовать участок побережья до Обливской с той же самой целью - найти пляж, подходящий для размещения участников экспедиции. Выводы - те же самые, что и по Лиске: в урбанизированной местности туристам "ловить" нечего. Что же до пляжей - если бы не коровы и овцы, то, наверное, мест для купания было бы предостаточно. Более-менее приемлемые варианты всё же отыскались, но Лиска понравилась мне больше.

река Чир выше Суровикино

На этом десятидневная разведка новых участков маршрута для Среднего Дона закончилась. Общий пробег составил три тысячи километров, количество неисправностей и поломок автомобиля - на половину листа А4. Так что скучать будет некогда. Представление о том, какой должна быть нитка маршрута, изменилось: если изначально казалось уместным сделать акцент на участке Верхнего Чира в районе Каргинский, то теперь я предлагаю совершенно его исключить, а освободившийся день посвятить путешествию в междуречье Хопра и Медведицы.

река Чир выше Суровикино

Перехожу к рекомендациям будущим участникам экспедиции. Особое внимание уделите радиатору и тормозам: и то, и другое должно быть в идеальном состоянии. Необходим комплект запасных тормозных колодок (за десять дней я стер дисковые тормоза наполовину). Поменяйте салонный фильтр. Заправьте кондиционер. Проверьте герметичность салона и приведите в порядок уплотнители дверей, иначе все поверхности внутри автомобиля будут покрыты толстым слоем меловой пыли. Поставьте новый воздушный фильтр и возьмите с собой про запас ещё один. Перед радиатором закрепите антимоскитную сетку - иначе высок риск того, что он забъётся семенами трав и пылью, что приведет к перегреву двигателя. Возьмите пару литров антифриза на долив. Поскольку количество днёвок по сравнению с 2013 годом уменьшится, особенно важным станет то, как быстро вы будете устанавливать и собирать лагерь. Рекомендую приобрести палатку Quechua, которая устанавливается за несколько секунд, а собирается, при наличии сноровки, секунд за сорок - это незаменимая вещь для любого настоящего автотуриста. В выборе другого кемпингового снаряжения исходите из соображений скорости. Чем меньше времени вы потратите на бивуак, тем больше его у вас останется на отдых.

левый берег Чира ниже Обливской

Всего вам доброго, до встречи!

меловой овраг в урочище Подгорское
Дмитрий Колесников, 20 апреля 2014


Новости:
24.02.2016
Планы на 2016 год...


Грядущие мероприятия
Грядущие мероприятия...


10-12.10.2014
10-12 октября 2014 - экскурсия на Лебединский ГОК и путешествие выходного дня по Осколу...


20.09.2014
Успешно завершились летние экспедиции клуба...


17.01.2014
Горячий снег - 71-я годовщина победы в Сталинграде 1-2 февраля 2014 г....


15.01.2014
Новости экспедиции Средний Дон...


09.01.2014
Большое Зимнее Путешествие успешно завершено...