Клуб путешественников
Средний Дон
Куликово поле
Большое Зимнее Путешествие
Белогорье
Приэльбрусье
Другие путешествия
Спонсорам
Вакансии
Форум
Фотогалерея
Главная
Клуб путешественников
Средний Дон
Куликово поле
Большое Зимнее Путешествие
Белогорье
Приэльбрусье
Другие путешествия
Спонсорам
Сотрудничество
Спонсоры
Новости
Вакансии
Контакты организаторов
Форум
Фотогалерея
Достопримечательности

Главная > Средний Дон > Средний Дон 2011 > Зимняя разведка 2011 - Часть 6

Зимняя разведка 2011 - Часть 6: День 8 (Пряхино - Нижняя Банновка)

День 8

Весь вечер и всю ночь шёл снег, превративший нашу палатку в большой сугроб.

Поскольку температура стояла довольно низкая - минус 10-20 градусов - а ветра совсем не было, снег причудливо налипал на ветках растений. Проснувшееся солнышко оживило эту картину, позолотив верхушки деревьев. Нельзя было удержаться от соблазна фотографировать непрерывно всё подряд - настолько нарядно оделась природа, приготовившись к нашему визиту.

Впервые мы издалека увидели Волгу, забравшись на высоченный курган Филькина Шишка. Отсюда она казалась бескрайней плоской степью на краю отрогов гигантских гор. Затем Волга ненадолго скрылась из нашего поля зрения, но вот мы выехали на один из волжских утёсов - Синее Лбище. Волгоградское водохранилище во всей красе расстелилось перед нами. Волга повергла в шок с первого взгляда.

Стоя на краю пятидесятиметрового отвеса, не веришь своим глазам. Сколько лет потратила природа, чтобы сотворить эту красоту? Восхищение вызывает и масштаб панорамы, и высота прибрежных утёсов, и останцы самых причудливых форм, периодически выглядывающие из-под обрыва.

Попробую описать словами побережье Волгоградского водохранилища. Волга здесь разливается настолько широко, что противоположный берег едва угадывается на горизонте. Километрах в пяти от береговой линии непрерывной грядой тянется горная цепь высотой 200-250 метров. Склоны вершин, поначалу крутые, затем плавно спускаются до самых утёсов - отвесов высотой десятки метров, у подножья которых в тёплое время года плещутся волны Волги, а в период ледостава в хаотическом беспорядке навалены искрящиеся на ярком морозном солнце торосы. Поначалу нас удивило, что Волга замерзает раньше Дона, но потом мы вспомнили, что водохранилище отличается от реки практически полным отсутствием течения, и всё стало на свои места.

Водная гладь представляет собой огромный каток от горизонта до горизонта, практически очищенный ветром от снега. На его поверхности играют, переливаясь, лучи солнца, рисуя перед взором путешественника картины, похожие на арктические.
Посмотреть панораму со смотровой площадки над оврагом Меловская речка

Склоны гор изрезаны бессчётным множеством оврагов и промоин, придающих пейзажам красивую мелкую фактуру. Здесь нет ничего ровного, монотонного, кроме, разумеется, гладкого льда на поверхности воды, - каждый элемент пейзажа необычен, своеобразен, неповторим, как язык пламени костра. Каждая отдельная промоинка на теле гигантской горы образует как будто узор в калейдоскопе.

Интересна порода, из которой сложены горы и прибрежные утёсы. Верхний слой - смесь глины и небольших меловых камешков. Затем идёт чистая меловая порода. В самом низу - чёрный или серый камень непонятной мне природы. Срез земной породы выглядит как многослойный пирог и значительно отличается от таковой в Донском бассейне, где, как правило, мы встречаем исключительно чистый мел.

Практически каждая смотровая площадка, каждая точка, в которой удавалось подойти к краю утёса, вызывала восторг. Причин было две. Во-первых, на всём протяжении "яра" гиганстких размеров, тянущегося от Золотого к Белогорскому, берег водохранилища образован красивым и высоким утёсом: обрыв хорошо просматривается с любой точки "дуги", поэтому путешественник постоянно наблюдает панораму уходящих за горизонт меловых отвесов. Во-вторых, сам по себе обрыв далеко не однороден, напротив, он образует многочисленные и причудливые выступы - "пальцы", "останцы", "хребты". Эти необычные образования везде разные и видны только с близкого расстояния, а потому, подъезжая к Волге в разных точках, никогда не наблюдаешь одинаковой картины. Всякий раз многогранное творение природы - Приволжский горный массив - поворачивается к путешественнику новой, неожиданной стороной.
Посмотреть панораму Нижней Банновки

В селе Трубино мы обнаружили первый автомобильный спуск к воде. Правда, следы крупного рогатого скота ясно давали понять, что искупаться здесь летом не удастся. Зато когда проехали чуть ниже по течению, фортуна повернулась к нам лицом: мы спустились в устье оврага Меловская речка и пересекли вброд маленький ручеёк, дно которого, правда, оказалось настолько зыбким, что пришлось доставать лопату и откапываться.

Отсюда мы прокатились около километра по самому берегу Волгоградского водохранилища. Это был самый красивый и захватывающий участок нашего пути! Наконец-то мы посмотрели на Поволжские утёсы снизу вверх, ещё раз впечатлившись их размерам.
Посмотреть панораму побережья Волгоградского водохранилища снизу, в районе оврага Меловская речка

К тому же не отказали себе в удовольствии прогуляться по поверхности водохранилища, полюбоваться со стороны цепочкой тянущейся на десятки километров горной гряды. Лёд на реке ещё недостаточно толстый, но в городе Камышине мы наблюдали, как рыбак на "Оке" смело пересёк один из заливов. В то же время на следующий день после нашего отъезда во время автомобильной переправы по льду водохранилища произошел несчастный случай:
http://www.admkamyshin.info/2011/01/12/kak-ostatsya-zhivym-na-tonkom-ldu.html

Обратно наверх возвращались через тот же самый ручей. Решили штурмовать его не "в лоб", а объехать устье прямо по Волге, дно которой здесь достаточно твёрдое.

Следующий овраг - Пустой Меловой - преподнёс нам главный сюрприз поездки. Увидев дорогу, круто уводящую вниз, я без разведки приступил к спуску. Мы одолели первую террасу, но когда увидели, что нас ожидает дальше, Оксана испугалась и поинтересовалась, сможем ли мы здесь подняться, если внизу тупик (лебедиться, между прочим, было не за что). Я ответил, что легко и в доказательство решил немного проехаться задним ходом. Не тут-то было! Машина, стоя носом вниз на крутом склоне, шлифовала колёсами обледеневшую поверхность дороги, не в силах выбраться назад. Я немного удивился, ведь обычно склоны такой крутизны для Jimny не являются проблемой, поэтому вышел на разведку. Как оказалось, не напрасно: в конце спуска склон становился настолько крутым, что не оставлял шансов подняться наверх без лебёдки. Более того, я испугался, что не смогу удержать машину на тормозах, она поползёт вниз боком и перевернётся. На дне оврага обнаружили отличное болотце, правда, замёрзшее - замечательный спецучасток для наших спортсменов. Самое главное, что я понял, дойдя пешком до Волги: соваться сейчас вниз категорически не стоит. Надо разворачиваться... Но как это сделать, стоя на крутом склоне, если машина категорически отказывается ехать задом?

Чуть ниже того места, где мы "припарковались", удалось отыскать крохотную, не совсем пологую терраску, впрочем, условно пригодную для разворота. Но попытка выехать на неё вызвала неожиданные трудности - машина шлифовала заснеженную колею.

И вдруг Оксана, которая командовала процессом снаружи, обратила моё внимание на то, что ни одно переднее колесо не крутится.

Здесь стоит сделать небольшое отступление от повествования и ответить на вопрос: как же я готовил автомобиль к поездке? А никак. За полгода я его ни разу не ремонтировал. Причин было много - не хватало времени и денег, но не это главное. Дело в том, что крышка хаба (муфты привода передних колёс) является у Jimny силовым элементом - она передаёт крутящий момент от полуоси непосредственно на колёсный диск. Она крепится к ступице шестью болтами. Так вот, из шести у меня было всего полтора - один, закрученный до конца, и один - на половину. Наблюдая это безобразие в течение двух месяцев, я откровенно расчитывал на "авось", надеясь, что меня непременно должно пронести. Уверенность подкреплял положительный опыт участия в соревнованиях и покатушках с такой "неисправностью". Старые болты, конечно, растерялись, но новые были заказаны заранее и уже месяц томились в ожидании в автомагазине.

Дюралевая крышка хаба треснула, а позже окончательно разломилась на две части. Мы остались без полного привода на середине невероятно крутого склона оврага, лишённого какой-либо растительности, способной послужить якорем. Но в критической ситуации мы сконцентрировались и с горем пополам выбрались из западни.

Оказавшись в безопасности, стали решать, что же делать. Продолжать разведку маршрута по Волге на заднем приводе - безумие, ибо практически вся дорога состоит из спусков и подъемов, местами довольно крутых. Возвращаться досрочно домой? Это значит сдаться, признать свою слабость. Может, получится заварить крышку хаба? Или быстро "смотаться" в Саратов и поискать новую? Варианты были. До окончания светового дня оставалось полтора часа, и мы решили провести их с пользой - продолжить разведку маршрута, а вечером выбраться к цивилизации и попробовать что-то предпринять.

За время, оставшееся до захода солнца, мы успели добраться до Нижней Банновки. Один из подъёмов запомнился особо - на малой скорости машина провалилась задним колесом в крохотную ямку и застряла. Ни вперёд, ни назад. Зачем-то я включил полный привод, зная, что он не работает, в результате крышка хаба окончательно развалилась на две части, а разные пружинки и шестерёнки из ступицы высыпались под машину. В тот момент я был в состоянии аффекта и дал зарок: на заднем приводе - никаких разведок!

Продолжение

(с) Дмитрий Колесников, январь 2011




Новости:
24.02.2016
Планы на 2016 год...


Грядущие мероприятия
Грядущие мероприятия...


10-12.10.2014
10-12 октября 2014 - экскурсия на Лебединский ГОК и путешествие выходного дня по Осколу...


20.09.2014
Успешно завершились летние экспедиции клуба...


17.01.2014
Горячий снег - 71-я годовщина победы в Сталинграде 1-2 февраля 2014 г....


15.01.2014
Новости экспедиции Средний Дон...


09.01.2014
Большое Зимнее Путешествие успешно завершено...