Клуб путешественников
Средний Дон
Куликово поле
Большое Зимнее Путешествие
Белогорье
Приэльбрусье
Другие путешествия
Спонсорам
Вакансии
Форум
Фотогалерея
Главная
Клуб путешественников
Средний Дон
Куликово поле
Большое Зимнее Путешествие
Белогорье
Приэльбрусье
Другие путешествия
Спонсорам
Сотрудничество
Спонсоры
Новости
Вакансии
Контакты организаторов
Форум
Фотогалерея
Достопримечательности

Главная > Средний Дон > Средний Дон 2011 > Зимняя разведка 2011 - Часть 1

Зимняя разведка 2011 - Часть 1: Пролог и Дни 1-2 (Серафимович - Глинище)

Планируемая нитка маршрута предстоящей экспедиции "Средний Дон 2011":
СД2011: Нитка маршрута
Нитка маршрута разведочного выезда: Серафимович - Междуречье Медведицы и Протоки - трасса М6 - Раковка - Глинище - хутор Кукушкино - Малый Лычак - Сергиевская - Березовская - Даниловка - Орехово - Лопуховка - Терсинка - Рудня - Олейниково - Меловатка - Нижняя Добринка - Мельзавод - Красный Яр - Фоменково - Мирошники - Тарасово - Мокрая Ольховка - Гусёлка - Роднички - Верёвкин - Тетеревятка - Каменка - Красноармейск - Гусево - Трубино - Меловое - Нижняя Банновка - Белогорское - Камышин - Петров Вал - Костарево - Саломатино

Пролог

Я спросил тебя: зачем идёте в гору вы?
А ты к вершине шла, ты рвалася в бой.
Ведь Эльбрус и с самолёта видно здорово!
Улыбнулась ты и взяла с собой.


Регулярно получаю вопросы из серии: "Зачем проводить разведку маршрута зимой? Нужен ли вообще зимний автотуризм? И охота тебе морозить <часть тела по выбору вопрошающего>? Не отложить ли поездку на тёплое время года?" Зимой меня отправляют в отпуск на 10 дней. Следовательно, появляется свободное время, которое надо занять с пользой для дела. А что может быть лучше для подготовки автоэкспедиции, чем разведка маршрута? "Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал".

Безусловно, зимние каникулы оптимально провести где-нибудь на Гоа, Канарах или, на худой конец, в Абхазии. Где тепло, светло и можно купаться в океане, загорать на пляже... Но все эти варианты не подходят по финансовым причинам. Можно поехать на дачу, кататься по лесу на лыжах, топить баню, дышать свежим воздухом... Но есть риск, что если поблизости окажется компьютер с интернетом (а он там обязательно окажется), то ему и будут посвящены все выходные.

Правда, в походе у меня был с собой ноутбук. Но постоянная ежедневная физическая активность не оставляла выбора планов на вечер: сил хватало лишь на то, чтобы поужинать и залезть в спальник... Попытки пересилить усталость - взять в руки ноутбук, чтобы нарисовать маршрут на следующий день, - приводили к тому, что я засыпал с ним в обнимку.

Последний вопрос касается холода. Дело в том, что зимняя разведка 2011 года была уже третьей на моём счету, а значит, я уже имел опыт зимних путешествий. Технология была отработана и выверена до мелочей. В результате за все десять дней, проведённых на природе, я ни разу не замёрз, более того - совсем не испытывал никакого дискомфорта. Некоторые детали процесса подготовки вы узнаете из этого повествования, кое-что останется за кадром. В любом случае, я готов поделиться опытом со всеми интересующимися по электронной почте.

Как заметили мои товарищи-попутчики, разведку можно назвать отдыхом весьма условно. Это тяжелый труд от заката до рассвета, не оставляющий времени на то, чтобы отдохнуть, расслабиться, заняться личными делами. Напряжённую работу скрашивает радость от созерцания великолепных пейзажей и осмотра достопримечательностей, однако этого вполне достаточно, чтобы позже, по возвращении, вспоминать проведённое на разведке время с самыми тёплыми чувствами и сожалеть о том, что пришлось вернуться в каменные джунгли.

Как я уже говорил, эта разведка была третьей по счёту. Первая продлилась с 4 по 9 января 2009 года, фотоотчёт о ней размещён на нашем сайте. Во многом она была экстремальной, при её подготовке и проведении были допущены серьёзные ошибки, а польза для экспедиции весьма скромной. Несмотря на перечисленные нюансы, были достигнуты две важные цели:
1. Приобретён масштабный опыт автономных зимних путешествий
2. Получена радость от созерцания зимних Донских пейзажей

В 2010 году путешествие продлилось со 2 по 5 января и закончилось неудачно: недалеко от станицы Вёшенской я положил машину на бок. При подготовке мероприятия был использован накопленный опыт, и в целом оно прошло значительно более гладко. И несмотря на то, что сложившиеся обстоятельства привели к срыву наполеоновских планов, результативность разведки, её польза для экспедиции оказались соответствующими ожиданиям.

Оба путешествия - и 2009, и 2010 годов - были одиночными: я приглашал принять участие в них всех желающих, но таковых не нашлось. В 2011 году, напротив, в один из дней размер разведкоманды достигал четырёх экипажей, что дало возможность разбиваться на группы и параллельно разведывать сразу два участка.

Состав команды разведчиков:
УАЗ Симбир: Михаил и Татьяна Соснины (Simbir681)
Mitsubishi L200: Вячеслав и Роман Шевченко (StalStar)
Suzuki Grand Vitara: Роман и Павел Вервекины (Roman)
Suzuki Jimny: Оксана Краснопольская (Ноябрина) и Дмитрий Колесников (Dmitriy_K)

Последний часто задаваемый вопрос: что вообще зимой под снегом можно увидеть? Все дороги заметены, достопримечательности засыпаны, пейзаж - унылое белое поле. Представить себе, как будет выглядеть природа летом - невозможно. Иное дело - в мае, когда все цветёт и пахнет... Не лучше ли перенести время разведки? Отвечаю: природа зимой совсем другая. Не хуже, не лучше - просто зимние и летние пейзажи некорректно сравнивать. Одно и то же место в январе и в конце июня выглядит совершенно по-разному, порой до неузнаваемости. Бывает, что совершенно невзрачный летом пейзаж зимой смотрится просто потрясающе. И наоборот: меловые горы под снегом совсем не впечатляют. По одному и тому же маршруту можно прокатиться с интервалом в полгода и дважды испытать совершенно новое удовольствие от созерцания одних и тех же мест, не омрачённое ощущением дежа вю.

От обсуждения общих вопросов пора переходить к делу. Рассказ о путешествии будет строиться из отдельных слабо связанных, но наиболее ярко запомнившихся эпизодов, ибо детальное описание такого монотонного и рутинного мероприятия, как разведка маршрута, вряд ли будет интересно кому-либо, кроме организаторов. Пытаясь сформулировать, на что в целом похоже это путешествие, невольно вспоминаешь Маяковского: "Поэзия - словно добыча радия: в грамм добыча, в год труды. Единого слова истратишь ради тысячи тонн словесной руды". Разведка - из той же оперы: подавляющая её часть состоит из тыкания по тупикам, неинтересных дорог, невзрачных достопримечательностей, времени, потраченного впустую по разным причинам. Члены нашей команды не дадут соврать, что это так. Из всего прокатанного и найденного в итоговый маршрут автоэкспедиции "Средний Дон" будет включено порядка 5%. Правда, эффективность разведки очень сильно зависит от качества подготовки её маршрута, но этот вопрос я не буду освещать ввиду его крайней обширности. Сконцентрируюсь лишь на самых ярких эпизодах, а об остальном буду упоминать вскользь, для связности картины.

Перед поездкой я давал участникам и сочувствующим напутствия, подчёркивая, что разведка - далеко не отдых на Гаваях. Световой день начинается в 8, заканчивается в 17. Это очень мало. Каждую минуту этого времени надо проводить продуктивно. Поэтому сон до полудня - не наш метод. Просыпались мы, как правило, в 7 часов утра, а в 9 выходили на маршрут.

Разведка - творческий процесс. Главное - не мешать полёту фантазии. Если мы видели, что в каком-то месте совсем неинтересно, несмотря на план, разворачивались и отправлялись туда, где, по нашему мнению, можно было найти красивые виды и достопримечательности.

Начну рассказ со списка снаряжения, необходимого в зимнем автопоходе. Помимо всего, что обычно берут с собой летом, дополнительно понадобится:

  1. Тёплый спальник, расчитанный на экстремально низкие температуры. На случай, если в непредвиденной ситуации останусь без отопления.
  2. Автомобиль с оборудованными спальными местами или палатка. Поскольку установка и сбор обыкновенной палатки зимой, мягко говоря, удовольствие ниже среднего, к тому же занимает в полтора раза больше времени, чем летом, поскольку необходимо избегать её контакта со снегом, настоятельно рекомендую палатки Quechua из Декатлона - они ставятся за 2 секунды, а собираются менее, чем за минуту.
  3. Отопление. В автомобиле это может быть штатная печка (очень дорого и неудобно), Webasto или инфракрасный газовый обогреватель. В палатке - только последнее. Инфракрасный обогреватель употребляет за одну ночёвку (12 часов работы) примерно 5 литров газа.
  4. Посуда. Только одноразовая, чтобы её не мыть, т. к. зимой это крайне сложно делать.
  5. Еда. Только готовая в консервных банках плюс свежие овощи, фрукты, орехи. Варить пищу зимой в палатке - мазохизм, максимум разумного - вскипятить воду для чая.
  6. Чай травный для заваривания в термосе заранее пакуется в специальные пакетики, в результате мытьё термоса сводится к простому ополаскиванию кипятком.
  7. Запас воды в канистре для приготовления пищи.
  8. Водонепроницаемая обувь и "фонарики" - так на альпинистском сленге называются гетры, защищающие сочленение обуви и верхней одежды от попадания в него снега.
  9. Лопаты - снеговая и штыковая. На каждого члена экипажа.

Теперь пара слов о том, что точно не потребуется.

  1. Столы и стулья. Питаться зимой на улице некомфортно, если только у костра. Воспользоваться столом нам пришлось всего один раз, ибо жечь костры  в разведке некогда. А уж садиться на промёрзший стул не хочется даже у огня.
  2. Котелки для приготовления пищи. Потребуется только чайник.
  3. Надувной матрас. Оставьте его дома. Зимой в палатках можно спать только на пенополиуретановых ковриках.

На самом деле лучше взять больше ненужных вещей, чем не взять нужные. Главное - чётко их разделить на две категории. Первые - те, что используются очень редко - засовываем в самый дальний угол багажника. Вторые - те, что в любой момент должны быть под рукой. Если не провести сортировку по этому признаку, придётся тратить время, запланированное на созерцание прекрасного, перекладывая багаж. Это правило справедливо как летом, так и зимой.

День 1

Завершив сборы на сутки позже запланированного, в половине десятого вечера 1 января 2011 года я прибыл в ставший почти родным город Серафимович - начальную точку маршрута, на новогодний праздник к своему другу Виктору Попову (Zvezdachet). Несмотря на опоздание на день, хозяева радушно меня встретили, накормили, напоили и после недолгих расспросов о предстоящем путешествии... нет, не уложили спать. Наоборот, до половины пятого утра мы рассматривали пейзажи окрестностей Серафимовича. Виктор - профессиональный фотограф, а многие его работы - шедевры, достойные профессиональных фотовыставок. Восхищённый его творчеством, я настойчиво требовал показать всё новые и новые фотоальбомы, восторгаясь Витиным мастерством и красотой Донской природы, пока не почувствовал, что ещё немного - и засну прямо на клавиатуре. Закономерный результат ночных посиделок - утром не услышал будильник и задержал запланированный выезд на маршрут на 2,5 часа.

День 2: Серафимович - Глинище


Утро началось с радостной встречи с экипажем из города Саров Нижегородской области - Татьяной и Михаилом Сосниными. Накануне они посетили Мамаев курган и, переночевав в гостинице "Лазоревая" Серафимовича, составили мне компанию. Вместе с ними мы отправились в Междуречье - узкую полоску пойменных лугов, лесов и озёр между Медведицей  и Протокой.

Медведица - красивейшая река средней полосы, отличающаяся относительно малой глубиной, очень быстрым течением и песчаными берегами почти на всём своём протяжении. Она идеальна для купания детей, да и взрослые проводят здесь время с великим удовольствием. Пляжи на Медведице расположены один за другим и обычно имеют протяжённость по несколько сотен метров. Противоположный берег при этом, как правило, обрывистый - высота отвеса составляет обычно 5-7 метров. Высоких яров в нижнем течении всего три: Козий яр, Красный яр и Черная яма. К одному из них лежал наш путь.

Протока - небольшая, но очень красивая речка, берущая начало из верховых песчаных болот и пойменных озёр Медведицы. Её протяженность всего несколько десятков километров, но при этом она изобилует живописными глубокими плёсами, комфортными для купания.

Преодолев Протоку вброд у хутора Новоалександровский, мы попали в Междуречье - красивую полоску поймы шириной порядка десяти километров. По луговым дорогам довольно скоро добрались до Козьего Яра - так называется песчаный обрыв тридцатиметровой высоты между хуторами Ярской-2 и Седов.

Посмотреть панораму Козьего Яра

Чуть выше него расположен перекат - место, где глубина реки составляет 10-15 сантиметров, а течение очень быстрое. Предположительно он состоит из твёрдых пород, оставленных отступающим ледником полмиллиона лет назад. На эту гипотезу нас натолкнул валун явно ледникового происхождения, находящийся в середине реки. От идеи доехать до него и коснуться бампером отказались сразу: прямо под нашим берегом - глубокая промоина.

Посмотреть панораму переката у хутора Седов


Чуть выше, напротив правобережного пляжа Белые пески (хутор Седов), имеющего протяжённость около километра, обнаружили тарзанку и даже немного покатались на ней, но прыгать не решились. Ах да, погода для января стояла очень тёплая - плюс два градуса, без намёков на снежный покров, но пасмурное небо и туман мешали делать хорошие фотоснимки.

Посмотреть панораму Золотых песков


Возвращаясь к теме преодоления Медведицы вброд: на внедорожнике это сделать невозможно. Причины две: слишком сильное течение и зыбкий песок, в котором автомобиль сразу зарывается. Немного выше переката расположен тракторный брод, рядом с ним в середине июля наводят понтонный мост, использующийся местными жителями во время сенокоса. Минувшей ночью позаимствовал у Вити Попова видеоролик о том, как трактор с прицепом штурмует Медведицу.

Планируя вернуться на трассу Михайловка- Серафимович в районе хутора Пичугин, мы вернулись к Протоке и уперлись в брод. Глубина его была небольшой - максимум метр, но грунт показался слишком мягким, да и болотистая растительность внушала опасения. Тем не менее я предпринял попытку его преодоления. К фаркопу Jimny был заранее прицеплен длинный трос - для ускорения эвакуации.

Попробовав пару раз сунуться в воду, я пришёл к выводу, что преодолевать брод на маленькой машине без шнорхеля опасно. Проводить же тщательную разведку грунта на переправе в январе никто желанием не горел, да и не трофи было нашей целью. Посему, отметив "точку" в GPS-навигаторе, мы благоразумно развернулись и отправились на поиски моста. За последующие 15 минут нами было найдено ещё два брода.

Опустив описание последующих бесплодных блужданий по пойме, упомяну лишь, что на шоссе мы выбрались уже в сумерках. В кромешной темноте добрались до берега озера Тульское, где перекусили и решили пройти ещё один "небольшой" участочек. По моим заверениям, на его преодоление мы должны были потратить от силы 20 минут... При составлении столь смелого прогноза меня не смутило, что в сентябре 2010 года здесь проходил маршрут ралли-рейда "Шёлковый путь", и 40 внедорожников, 20 грузовиков и неизвестное количество мотоциклистов вряд ли оставили после себя автобан.

Поначалу всё шло хорошо: Jimny и Симбир бодро преодолевали лужи на пути к заветному шоссе. Затем колеи стали глубже, а появившийся на лёгком морозце сантиметровый слой льда заметно затруднял движение. Затем Jimny начал садиться на мосты в каждой второй луже.. Симбиру тоже пришлось нелегко. Грязь, снег, лёд, замёрзшие и испачканные липким пойменным чернозёмом динамические тросы - всё смешалось в кучу. Каждый раз казалось, что победа так близко, буквально за следующим поворотом... но нас встречали ещё более глубокие лужи, ещё более мерзлые колеи, ещё более противная грязь. Апофеозом приключений стало разматывание лебёдки - единственный раз за все десять дней путешествия. Стоит ли говорить, как смотрели на нас "белые люди" на полированных пузотёрках, когда мы почтили своим вниманием близлежащую АЗС? К сожалению, фотографировать в тот момент было некому и некогда - мы думали лишь о том, как поскорее выбраться на шоссе, чтобы отправиться к месту ночёвки, в село Глинище, что на левом берегу Медведицы.

То, что столь необычное название хутор получил неспроста, мы поняли сразу. Я ехал по асфальту из Раковки в Глинище на приличной скорости, когда асфальт совершенно неожиданно закончился. Под колёсами вдруг возникла противная глиняная колея, в которой справиться с машиной на скорости 80 километров в час невозможно. Это был первый раз, когда я серьёзно испугался. Внезапно машина стала совершенно неуправляемой, и, с бешеной амплитудой болтаясь в колее, стала медленно сбрасывать скорость. Пронесло. К счастью, идущего следом на большой дистанции Симбира успел предупредить о "засаде" по рации. Мы подумали, что здесь не помешало бы поставить предупреждающий знак. В связи с отсутствием правого крыла, вся поверхность лобового стекла, крыша и капот быстро покрылись крупными комьями мокрой, липкой грязи. Ехать пришлось почти наощупь.

Посмотреть панораму озера в районе хутора Подольховский


Несмотря на отсутствие в Глинище приличной дороги, хутор выглядит весьма ухоженным, я бы даже сказал богатым. Непонятным осталось, как там живут люди, чем занимаются. Что за парадокс - вокруг всё разваливается и умирает, а в этом богом забытом захолустье - оазис цивилизации?

Ночевали мы на шикарном пляже. Вечером состав нашей разведгруппы пополнился экипажем Романа и Павла Вервекиных на Гранд Витаре. К сожалению, с печкой у нового экипажа вышел казус - не хотела она работать, как ей положено. А потому вынужденная ночёвка в неотапливаемой палатке на надувном матрасе была немного дискомфортной. Весь остаток путешествия Роман и Павел ночевали в машине.

Продолжение

(с) Дмитрий Колесников, январь 2011




Новости:
24.02.2016
Планы на 2016 год...


Грядущие мероприятия
Грядущие мероприятия...


10-12.10.2014
10-12 октября 2014 - экскурсия на Лебединский ГОК и путешествие выходного дня по Осколу...


20.09.2014
Успешно завершились летние экспедиции клуба...


17.01.2014
Горячий снег - 71-я годовщина победы в Сталинграде 1-2 февраля 2014 г....


15.01.2014
Новости экспедиции Средний Дон...


09.01.2014
Большое Зимнее Путешествие успешно завершено...