Клуб путешественников
Средний Дон
Куликово поле
Большое Зимнее Путешествие
Белогорье
Приэльбрусье
Другие путешествия
Спонсорам
Вакансии
Форум
Фотогалерея
Главная
Клуб путешественников
Средний Дон
Куликово поле
Большое Зимнее Путешествие
Белогорье
Приэльбрусье
Другие путешествия
Спонсорам
Сотрудничество
Спонсоры
Новости
Вакансии
Контакты организаторов
Форум
Фотогалерея
Достопримечательности

Главная > Белогорье > Белогорье цэ Эуропа часть 1

Белогорье цэ Эуропа часть 1

Белогорье - цэ Эуропа

Разведка маршрута автопутешествия, часть 1 - 24-26 апреля 2014 года


Название для фотоотчета выбрано не случайно. Каждый, кто впервые попадает на территорию Белгородской области, удивлённо протирает глаза и стучит кулаком по навигатору: просили в Белгородчину, а завёл в Европу? Тем не менее, в России существует небольшой местечковый "рай на земле", причем рай этот - для простых людей, тружеников. Хотя, по настроениям местных, многие не осознают глубину своего счастья и хают вороватых градоначальников и прочих чиновников. Мол, карманы набивают, а про людей забывают.

Но жителям других регионов разница между своей малой Родиной и Белгородской областью бросается в глаза. Как так - живём в одном государстве, но контраст между Курской и Белгородской областями напоминает границу Мексики и США? О причинах процветания Белгородчины обязательно расскажу в конце отчёта.

Итак, почему же "Белогорье - цэ Эуропа"?

1. Повсеместное благоустройство. В каждой деревне - клумбочки, цветочки, заборчики, газоны, все дома содержатся во внешнем порядке, нигде нет ни гор мусора, ни кfуч песка и щебня, ни помоев, ни отходов. Всё очень аккуратно. Вдоль трасс лесопосадки регулярно обрезаются, а стволы деревьев белятся. Силы и средства на благоустройство тратятся колоссальные, и они формируют общее впечатление и о земле, и о людях, на ней живущих.

2. Асфальт. Он везде, в каждом селе. До самого крайнего дома на отшибе.

3. Газ. 100% газификация области.

4. Мусор. Практически отсутствует. Все населённые пункты напичканы мусорными баками, общественные места - урнами. Даже вдоль дорог через каждые 5 км установлены мусорные контейнеры.

5. Поля. Все обрабатываются, я не видел ни одного поля, заросшего бурьяном. Более того - в области нехватка сельхозземли.

6. Птицефермы, свинофермы, рыбхозы, семенные заводы и прочие предприятия. Буквально повсюду. Ночью поля ярко залиты светом прожекторов расположенных неподалёку сельхозпредприятий. Вблизи крупных городов построены перерабатывающие заводы. На фотографии - строительство пруда для разведения рыбы.

7. Дома в сёлах. Очень мало заброшенных. Много новых. Люди активно строятся даже в самых, казалось бы, глухих деревнях.

8. Дети. Играют на улицах. В сёлах очень много детей! Вывод - местные жители уверенно смотрят в будущее и связывают его со своей малой Родиной. В каждом райцентре есть спорткомплексы, бассейны. Строятся новые школы и детсады. На фотографии - школа и детский сад села Рождествено.

9. Религия. В неё вкладывают деньги. Например, в 2011 году на реконструкцию храма в селе Коловатовка Алексеевского района потратили 50 миллионов рублей. А в райцентре Ровеньки на местную церковь готовятся установить купола за 6 миллионов рублей.

10. Транспорт. Как известно, в Европе, в отличие от России, местные жители машинами не кичатся, покупают простые и надёжные модели. Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения. То же самое - в Белгородской области: даже в самых богатых райцентрах (Алексеевка, Валуйки, Старый Оскол) очень мало джипов, дорогих машин, а основу автопарка составляет "бюджетный" класс.

11. Язык. Почти вся Белгородская область говорит на суржике - малороссийском диалекте украинского языка. Поэтому утверждение "Белогорье - цэ Эуропа" более чем уместно :)

Первый раз мне посчастливилось путешествовать по Белгородчине в 2010 году в рамках экспедиции выходного дня, фотоотчёт о которой размещён на нашем сайте:

Белгородские меловые пещеры 2010

Тогда мы посетили три меловых пещерных комплекса, монастыри, храмы, исследовали живописные берега речек Тихая Сосна и Оскол и остались в восторге от увиденного, приняв твердое решение - вернуться в этот благодатный край и исследовать его "с пристрастием". 12-15 июня 2014 года запланировано совершить автопутешествие с посещением всех основных достопримечательностей Белгородской области, показать участникам "сливки" Белогорья. Останавливаться на ночёвки мы планируем на берегах водоёмов - рек и прудов, по возможности - на песчаных пляжах, чтобы свободное от дороги время посвятить пляжному отдыху.

Моими задачами было: исследовать районы, в которых я раньше не был, посетить все непосещённые достопримечательности, договориться с представителями музеев и ООПТ (особо охраняемых природных территорий) о проведении экскурсий для участников нашей экспедиции, найти пляжи, пригодные для ночёвок группы в 20-50 экипажей.

Разведка состояла из двух частей: 24-26 апреля и 30 апреля - 3 мая. Расскажу кратко о каждой из них.

Отправился в путь 23-го вечером и к наступлению темноты прибыл на границу Воронежской и Белгородской областей. В сумерках поставил палатку на берегу Тихой Сосны, поужинал и уснул. Утро выдалось солнечным и тёплым. Дорога, соединяющая области, проходит по самому берегу реки, под высокой меловой горой.

При въезде в первое село Белгородчины - Ближнее Чесночное - бросаются в глаза признаки "европейской цивилизации" - добротная купель на ручье, вытекающем из меловой горы - притоке Тихой Сосны. Обратите внимание, как красиво и аккуратно она благоустроена.

Между Дальним и Ближним Чесночным строят дублирующее шоссе, несмотря на то, что по левому берегу Тихой Сосны уже есть дорога. Всё во благо простых людей.

Не буду рассказывать о своих приключениях в Алексеевке и о дороге до Волоконовского района - она не представляет интереса. Я пытался найти красивые места и пляжи, пригодные для большой компании, но безуспешно - берега водоёмов илистые, непригодные для купания. Вообще в Белгородской области с песчаными пляжами большая беда. "Натуральных" мало - только на реке Оскол, и то местами. Все остальные - насыпные. А делают их, сами понимаете, в границах населённых пунктов, что для нас неприемлемо: ставить палатки на местном сельском пляже - удовольствие ниже среднего.

Долго ли, коротко, единственный приемлемый (и то условно) пляж нашел на пруду в районе Ливенки Волоконовского района. Охранники (все до одного пруды - в аренде и охраняются от браконьеров) обещали к июню завести свежий песок.

Красивый участок дороги начинается от села Никитовка. Правый берег речки Валуй венчают высокая гряда меловых гор. Они тянутся непрерывной цепью до самых Валуек, где эта речушка впадает в Оскол.

Потрясающе красивая дорога привела меня в село Ватутино - на родину легендарного генерала, героя-освободителя, "гроссмейстера" Великой Отечественной (такую кличку ему дали немецкие вояки). Вот и дом-музей Ватутина.

Основная экспозиция - в другом здании. У местного пенсионера узнал, как найти "контактное лицо". Им оказался бывший директор музея, проживающий неподалёку. Он оставил свои координаты и пообещал нас встретить хлебом-солью.

Заодно спросил у него, где же купаются местные. Оказалось - в прудах: ведь речка нынче обмелела, превратилась почти в ручеёк, так что купаются в ней только гуси. Ну что ж, пруды так пруды. Поехал по его наводке, нашел два пруда, пообщался с хозяевами, взял визитки. Зрелище удручающее: кругом пашня, крутые склоны, газонов нет, палатки ставить негде, пляжи смыло... Ливенский пруд по сравнению с этими - сказка.

Вернулся в Ватутино и отправился в дальнейший путь по берегу реки, то поднимаясь на меловую гору, то двигаясь траверсом по её подножию. По пути встречаются деревни. Местные жители, увидев необычную машину, выворачивают шеи. Мне неприятно такое пристальное внимание, но в принципе их можно понять и простить :)

Долго ли коротко, день подошел к концу, а запланированный на день маршрут остался пройденным не до конца. Но против природы не попрёшь - пришлось закругляться. Смотавшись в Валуйки на газовую заправку, нашел по карте ближайший пруд и заночевал на его берегу.

В 7 часов утра меня разбудил мужской голос: хэнде хох, вылезай кто есть! Я обрадовался: нашелся добрый человек, разбудивший меня с утра пораньше, иначе проспал бы до обеда и потерял много времени. Оказывается, ко мне в гости приехал хозяин пруда с целью поинтересоваться, что я тут делаю. Рассказал о своей проблеме - пляжи, говорю, ищем нормальные, песчаные, чтобы детям купаться было удобно. Он рассказал о своём видении ситуации и предложил три места, куда можно съездить на разведку. На этом мы попрощались. Я потихоньку собрался и отправился в путь.

Выход на брошенный накануне маршрут лежал через село Рождествено, встретившее меня очень приветливо и поразившее своей роскошью и благоустроенностью.

В центре - шикарная бревенчатая церковь, огромная современная школа и детский сад, парк с качелями, тротуары, вымощенные плиткой. Цивилизация.

Переехав симпатичный мостик через Валуй, оказался в селе Борисово. Передо мной - какой-то странный деревянный сарай, высотой в два этажа и площадью где-то 10*15 м. Интересно, что это.

Зашел внутрь. Оказывается - мельница! Повсюду разбросаны механизмы, жернова, зерно. Непонятно одно: какой силой она приводилась в движение? Явно не ветряная и не водяная. Что тогда - паровая, нефтяная?

Разведочный трек увёл меня на меловую гору. Сверху открываются панорамные виды на 20-30 километров.

Между сёлами Рождествено и Лучка есть меловой овраг, подъезд к устью которого по пойме вдоль реки с обоих сторон преграждён меловыми отвесами. Добраться сюда можно только с горы высотой десятки метров, по очень крутому глинистому спуску. В трёх километрах от города Валуйки - оазис дикой, нетронутой цивилизацией природы. Вид снизу на меловую гору тоже впечатляет.

Горами, лесами и козьими тропами добрался я до Валуек. Нашел автосервис, записался на приём. Пока ждал очереди - посетил местный краеведческий музей. Итоги: экспозицией категорически разочарован. Крайне бедно для такого солидного города, как Валуйки. К тому же сделано "без души", "на отлепись". С меня потребовали по 50 рублей за каждый кадр крупноформатной "профессиональной" съёмки дешёвой мыльницей. Отвратительное впечатление. А городок - ничего, не шибко ухоженный, но красивый, да и расположен в живописном месте, на меловом склоне.

К сожалению, технические работы отняли много времени. Выехав из города в предместья, принялся за старое - искать пляжи. Пришел к выводу, что ближе 5 км к населённым пунктам мне "ловить" нечего - в таких местах нам летом местные не дадут покоя. Поблуждав по пойме, оказался около огромного храма - это Свято-Николаевский собор Валуйского мужского монастыря. Раньше он располагался на территории детской трудовой исправительной колонии. Но несколько лет назад его решили отреставрировать. А что же делать с тюрьмой? А ничего! Просто храм отгородили от остатков колонии пятиметровым забором с колючей проволокой. Рядом, в лесу, разбит красивый благоустроенный парк.

Миновав мост через речку Оскол, я поднялся на высокую меловую гору и оказался у ворот симпатичного бревенчатого храма Игнатия-Богоносца, расположенного прямо над входом в сеть меловых пещер. Ввиду того, что я уже был здесь на экскурсии в 2010 году:

Белгородские меловые пещеры 2010

а времени до конца светового дня оставалось мало, я ограничился краткой беседой с сотрудницей на предмет группового посещения. Решив все организационные вопросы, отправился дальше.

Очередной достопримечательностью на моём пути стал монастырь "Новый Иерусалим", который строится рядом с селом Сухарево. С моего последнего посещения этого места четыре года назад изменений мало: стоительство почти заморожено. Причина - недостаток денег. Монашки назвали сумму в 3,5 миллиона рублей, которая требуется, чтобы довести задумку до конца. Почему владыка не может найти этих денег - не знаю. В свою очередь, пообещал направлять к ним поток "руссо туристо", которые будут жертвовать деньги на строительство. Я не хочу ничего рассказывать о "Новом Иерусалиме" и пересказывать суть часовой экскурсии, которую провела для меня настоятельница - не считаю себя компетентным в вопросах религии. Но копия Гроба Господня - реально впечатляет. Равно как и бревенчатый храм. Много деревянных барельефов, каждый из которых имеет свою историю и смысл. Даже несмотря на "дежа вю", ушел я под впечатлением и с приглашением к владыке на причастие. Правда, не знаю точно, что это такое, но выясню.

Остаток дня я посвятил блужданиям по пойме Оскола в поисках подходящего для ночёвки пляжа. К сожалению, все "домашние заготовки", которые я должен был проверить, оказались негодными - на правом берегу "ловить" совсем нечего, ибо он сложен из меловой породы, а на левом - обрывистый берег, поросший камышом. Есть только насыпные пляжи вблизи сёл с зонтиками, лавочками и раздевалками. Вблизи одного из них я ночевал, а мимо всю ночь носились машины, мотоциклы и орала музыка. Нет, "такой футбол нам не нужен"! Близость бивуака к цивилизации недопустима.

Наутро по наводке местных отправился искать пионерлагерь "Лесная сказка", где якобы несколько лет назад устраивали тусняк байкеры. В селе Уразово сфотографировал вот такой прикольный автомобиль - видел их три штуки за время своего недолгого путешествия. С ностальгией вспомнил светлые годы социалистического детства.

А село Двулучное облюбовали аисты - каждый десятый столб украшен их гнездом. Один из аистов любезно согласился выступить фотомоделью.

Пионерлагерь Лесная сказка расположен рядом с забытым богом, уютным и глухим хутором Миронов, в сосновом лесу на крутом песчаном берегу Оскола. В селе есть небольшой пляж и средних размеров поляна - неплохой резервный вариант. Лагерь закрыт, здания опечатаны в 2007 году, но сторож утверждает, что отдыхающих они принимают. Лагерный пляж - чуть побольше, рядом - уютная полянка для палаток. Но вопрос о том, пустят ли нас сюда, пока открыт - пообщаться с хозяином не удалось ввиду его отъезда на Украину.

Отсюда мой путь лежал через валуйский мост на правый берег Оскола и далее - вверх по течению речки. Здесь, несмотря на наличие цепи меловых гор, грунт обоих берегов песчаный. В районе села Яблоново нашёл неплохой пляж, подходящий для размещения большой компании. Правда, близость крупного населенного пункта настораживает. Но - "будем посмотреть", решение пока не принято. Речка весьма живописна.

Мой путь проходил преимущественно по крутому меловому склону: слева - обрыв, справа - река. Лес сильно снижает видимость, но тем не менее дорога очень приятная. Она проходит по глухим местам, но вскоре упирается в цивилизацию: в предместьях села Лавы - капитальный подвесной мост, к которому подходит асфальт, сделано освещение, оборудована парковка на 10 машин, а тропинка к мосту выложена тротуарной плиткой. Вот такое сельское "захолустье".

Сами Лавы тоже произвели впечатление какого-то европейского курорта: общественные здания - как после евроремонта, церковь - такая, что Москве плакать от зависти. Кругом - меловые горы, серпантин, напоминающий крымский - красота!

Движемся дальше вверх по течению. Дорога по берегу на Гладково перекрыта шлагбаумом - это мы знаем по опыту 2010 года, поэтому заранее был намечен объезд через лес. Вообще лесной массив сильно зарос - видно, люди здесь не бывают: дрова нынче на Белгородчине никому и даром не нужны, а проехать до деревни быстрее по асфальту, кругом. Тем не менее, лесхозом оборудованы места отдыха с лавочками и столиками, а в самой глубине лесной чащи я встретил гигантский муравейник, заботливо огороженный забором.

Продолжил движение вверх по течению Оскола. В районе села Конопляновка - шикарный пляж под меловой горой, а в небе парят парапланеристы.

Из меловых норок то тут, то там выглядывают сурки-байбаки, которых ошибочно называют сусликами. Как и на Среднем Дону, здесь их легионы, они подпускают к себе довольно близко. Главное - не выходить из машины. Автомобили с дизельными двигателями, как мы выяснили, байбаки принимают за тракторы, которых совершенно не боятся и поэтому разрешают подъехать чуть ли не на пять метров.

Иногда для разнообразия я выбираю дорогу по гребню меловой горы (разумеется, трек для разведки планируется заранее, на основе большого количества информации и жизненного опыта). Сверху открываются обширные панорамы Приосколья.

Мимо меня то и дело проносятся военные вертолёты с "дружеским приветом" к братьям-украинцам (до границы около 30 км).

В районе Старосельцево строится новая автомагистраль и мост через речку. Десятки странных машин с огромным ковшом за "спиной" выгрызают в меловой горе выемку шириной сто метров. Грандиозный объём работы.

Тем временем я уже в Волоконовском районе. Дорога вдоль реки, слева - меловые отвесные стены, справа за деревьями блестит рыжеватая лента воды. Кое-где забираюсь на крутой склон, пробую найти красивый сквозной проезд. Получается редко: либо некрасиво, либо не насквозь. Но отрицательный результат - тоже результат. Долго ли, коротко, и вот уже передо мной село Ютановка, где сохранилась в неплохом состоянии водяная мельница. На фасаде здания из красного кирпича - год постройки - 1911. На дверях - замок и табличка, извещающая о том, что разрушение памятника истории преследуется по закону. Влезаю через окно. Да, большинство механизмов хорошо сохранились, а плакат с надписью "Женщины! При работе подвязывайте волосы косынкой" намекает, что мельница была закрыта не так давно.

Спускаюсь вниз, к пересохшему руслу ручья. Здесь, среди деревянных свай бывшей плотины, ржавеет турбинное колесо гидроагрегата.

Занимательное место. Но мне пора в путь. И снова - река прижимается к горе, будто просит её обнять, защитить от холода могучей меловой спиной. А между ними, прямо в склоне человек грейдером вырубил "разделительную черту" - автомобильную дорогу шириной три метра. Меловая гора противится попыткам оторвать её от реки, засыпает дорогу камнями, дожди выносят на неё потоки меловой сели, но человек снова и снова вмешивается в дела природы, ежегодно прорубая дорогу, диктуя природе свою волю. Для разнообразия в трек включены нагорные участки. На спуске в село Афоньевка открывается хороший вид на местную церковь. Четыре года назад мы подъезжали к ней снизу.

Смеркается. Тем не менее, у меня в запасе ещё час времени. Этого явно недостаточно, чтобы завершить запланированное. Но я принял решение двигаться вперёд до момента, когда сумерки сделают полноценную разведку невозможной. Переехав по мосту на левый берег Оскола, я отправился в направлении заповедника "Стенки Изгорья" - любопытно было увидеть своими глазами, что это такое. Ночная мгла застала меня в хуторе Макешкино, буквально в трех шагах от цели. Тем не менее, я был вынужден закруглиться и оставить заповедник на следующий раз. Проведя ремонт автомобиля, спустя четыре дня я вернулся на Белгородчину и закончил разведку маршрута автопутешествия. Об этом - в следующей части фотоотчёта.

Смотрите окончание.




Новости:
24.02.2016
Планы на 2016 год...


Грядущие мероприятия
Грядущие мероприятия...


10-12.10.2014
10-12 октября 2014 - экскурсия на Лебединский ГОК и путешествие выходного дня по Осколу...


20.09.2014
Успешно завершились летние экспедиции клуба...


17.01.2014
Горячий снег - 71-я годовщина победы в Сталинграде 1-2 февраля 2014 г....


15.01.2014
Новости экспедиции Средний Дон...


09.01.2014
Большое Зимнее Путешествие успешно завершено...